VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучения теоретических и практических аспектов конкурентных рыночных структур

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011183
Тема: Изучения теоретических и практических аспектов конкурентных рыночных структур
Содержание
      Содержание
      
Введение	3
Раздел 1. Теоретические аспекты конкуренции как рыночного механизма	5
1.1. Обзор теоретических подходов к определению сущности конкуренции	5
1.2. Виды рыночных конкурентных структур	9
Раздел 2. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией	16
2.1. Понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции	16
2.2. Методы противодействия недобросовестной конкуренции в России и США	17
2.3. Направления поддержки и развития добросовестной конкуренции в России	25
Заключение	28
Литература и информационные источники	29

      

Введение
      
      Конкуренция (происходит от латинского слова concurrentia, что в переводе означает состязание, столкновение) представляет собой соперничество, экономическую борьбу между продавцами (производителями) за получение максимальной прибыли, а также между потребителями за получение большей выгоды при приобретении товаров.
      Конкуренция способствует наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Распределение ресурсов по отраслям и сферам производства осуществляется таким образом, чтобы продукция, которая произведена при помощи этих ресурсов, приносила наибольшую прибыль. Конкуренция в условиях рынка является регулирующей силой. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой рынка».
      Конкуренция, выступая обязательным условием существования рынка и реализации его функций, может приобретать различные формы, причем любая из них представляет собой действенный рычаг регулирования экономики.
      Положительный эффект конкурентного механизма во многом определяется теми условий, в которых она функционирует, от численности конкурентов, уровня открытости экономики и наличия экономической свободы. 
      В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию - она вынуждает производителей считаться с интересами потребителя, а значит, и интересами общества в целом. В условиях конкуренции рынок отбирает из множества товаров только те, которые желает получить потребитель. Именно эти товары можно продать. Другие же останутся невостребованными, и их производство сократится. Конкуренция есть определенный механизм, при помощи которого рыночная экономика призвана решить фундаментальные вопросы что? как? и для кого производить?
      Существует несколько видов рыночных структур, например, чистая (совершенная) и монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. В условиях каждой из них поведение и эффективность фирмы будут различаться.
      Исходя из вышеизложенного, тема работы является очень актуальной.
      Цель работы – изучения теоретических и практических аспектов конкурентных рыночных структур.
      Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
      - изучение экономической сущности и механизма функционирования конкуренции;
      - анализ основных типов рыночных структур по степени развития конкуренции;
      - определение добросовестной и недобросовестной конкуренции;
      - оценить методы противодействия недобросовестной конкуренции в России и США.
      Объект исследования – конкуренция как эффективный рыночный механизм.
      Предмет исследования – добросовестная и недобросовестная конкуренция.
      В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, обобщения, описания и другие методы научного познания.
      Теоретической базой исследования выступает нормативная, учебная, периодическая литература по данной теме, а также публикации в сети Интернет.
      Вопросами изучения конкуренции занимались такие отечественные и зарубежные авторы, как А. Смит, И. Шумпетер, Ф. фон Хайек, А. Маршалл, М. Вальрас, Дж. К. Гэлбрайт, Э.Чемберлин, Дж. Робинсон, В.И. Гальперин, А.С. Булатов, В.Д. Камаев, В.З. Баликоев, В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Р.М. Нуриев, М.Н. Чепурин и др.
      Структур работы включает введение, две главы, заключение и список используемых источников.
      

Раздел 1. Теоретические аспекты конкуренции как рыночного механизма
      
      1.1. Обзор теоретических подходов к определению сущности конкуренции 
      
      Понятие «конкуренция» впервые появилось в научных работах экономистов в начале XVII века. Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», что означает «столкновение», «конкуренция» и/или «соперничество».
      Сегодня можно выделить три основных (традиционных) подхода в исследовании конкурентоспособности.
      1) поведенческий подход (рассматривает аспекты, связанные с методами проведения конкурентной борьбы, принципами выбора стратегии поведения фирмы на рынке и т. д.)
      2) Структурный подход (учитывает проблемы, связанные со структурой рынка, уровнем его монополизации);
      3) функциональный подход (оценивает роль конкуренции в экономике в целом).
      Возникновение и формирование поведенческой концепции восходит к XVII веку, к моменту возникновения рыночных отношений и конкуренции между экономически развитыми странами. Суть поведенческой концепции сводится к обеспечению честной конкуренции между продавцами (производителями). Основы поведенческой концепции заложены в научных работах представителей меркантилизма Э. Миссельдена, Т. Манна, Г. Ло и основателей классической буржуазной политической экономики П. Буагилберга, У. Петти, Смита и Д. Рикардо, американских экономистов М. Портера, П. Гейне и др.
      Значительный вклад в развитие поведенческой концепции внесли исследования американского экономиста М. Портера, которые нашли отражение в формировании совокупности взаимосвязанных концепций конкурентоспособности.
      Теория конкурентоспособности, или «теория конкурентных преимуществ» занимает одно из центральных мест в исследованиях М. Портера. Ученый выделил четыре признака (угроза появления новых конкурентов, угроза товаров-заменителей (субститутов), зависимость компании от поставщиков и потребителей), которые формируют основу для формирования конкурентных преимуществ, в совокупности представляющих  собой систему элементов, усиливающих друг друга и способствующих повышению конкурентоспособности1.
      Теория конкурентоспособности М. Портера имеет следующие недостатки:
      - конкурентоспособность рассматривается ученым как относительная категория, которая может оцениваться только путем сравнения определенных показателей деятельности реального и эталонного бизнеса; 
      - она не учитывает изменения характеристик исследуемого объекта в динамике; 
      - сложность оценки конкурентоспособности бизнеса с использованием стратегии диверсификации бизнеса; 
      - сложность объективной оценки уровня адаптации предприятия к изменениям внешней и внутренней среды и т.д.
      Теория конкурентоспособности М. Портера пользуется широкой популярностью и продолжает развиваться, несмотря на то, что многие ученые наблюдают за недоступностью универсальности и осознают сложность ее практического применения.
      Так, американский ученый М. Энрайт разработал на основе теории М. Портера теорию региональных кластеров и региональной конкурентоспособности; Г. Даннинг предложил дополнение к теории М. Портера в виде ромба конкурентных преимуществ, кроме того, П. Каплинский, П. Хамфри и Х. Шмитц разработали концепцию взаимодействия цепочки добавленной стоимости и кластеров. К. Кетелс, П. Массел предложили  улучшенную концепцию конкурентных преимуществ М. Портера и концепции региональных кластеров М. Энрайта.
      В конце XIX – первой половине XX века наряду с поведенческой концепцией конкурентоспособности также пользовалась популярностью структурная концепция конкурентоспособности. Основателями структурной концепции конкурентоспособности выступали Ф. Эджуорт, Л. Курно, У. Джевонс, Дж. М. Кейнс, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и др. В частности, эти экономисты заложили фундамент для определения рыночной структуры: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
      Согласно этой концепции, акцент исследований смещается от конкуренции (соперничества) продавцов (производителей) друг с другом за ограниченные ресурсы к анализу форм и условий функционирования рынка, установлению фактов возможности влияния отдельных фирм на общий уровень рыночных цен. Конкуренция обусловлена выбором наиболее передовых технологий и выпускаемой продукции. Конечной целью структурного подхода к определению конкуренции является установление рыночного равновесия.
      Значительный вклад в развитие структурной концепции конкурентоспособности внесла работа Дж. Кейнса. Ученый рассматривает государственное регулирование как единственную силу, способную выдержать монопольное давление и обеспечить жесткую конкуренцию, что означает повышение конкурентоспособности бизнеса2.
      Структурный анализ позволяет выявить структуру явления и выявить связи между его элементами. Ю.В. Тарануха отмечает, что «структурная интерпретация конкуренции используется, прежде всего, для анализа торговых рынков и развития конкурентной политики». Это объясняется простотой использования и ясностью интерпретации полученных данных. Вместе с тем высокая степень неопределенности внешней среды, а также наличие трансакционных издержек существенно затрудняют принятие решений при использовании структурного анализа. 
      К концу XIX века в экономике и естественных науках появились два разных подхода к исследованию, в частности, статистический и эволюционный.
      Согласно эволюционному подходу, любое экономическое явление рассматривается, прежде всего, в динамике, а во-вторых, как эволюционное, и в-третьих, как эндогенно развивающееся, т.е. развивающееся за счет действия внутренних факторов, порождающих инновационную деятельность. Эволюционный подход тесно связан с институционализмом. Элементы эволюционного экономического подхода представлены в научных работах многих экономистов, в частности Ф. Кина, Т. Мальтуса, К. Маркса и др.
      По мнению исследователей, фундамент эволюционной экономики заложен в работах Т. Веблена «Теория праздного класса» (1899), Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1912), Р. Нельсона и С. Зимы «Эволюционная теория экономических изменений» (1982).
      Функциональная концепция конкуренции появилась в 50-60-е годы XX века как альтернатива структурному (статическому) подходу к анализу конкуренции за счет использования методологического подхода. Альтернативные интерпретации конкуренции ученые относят к одной группе на основе следующих особенностей: инновационное предпринимательство служит основой для эволюции и конкурентные функции рассматриваются как объект анализа. Главной проблемой функционального подхода к анализу соперничества является изучение роли конкуренции в экономике, характерной для макроподхода.
      Австрийский экономист Й. Шумпетер видит конкуренцию как непрерывный естественный процесс соперничества между старым и новым, т.е. как конкуренцию за инновации и получение преимуществ от их практического использования3. В теории Шумпетера предпринимательство служит основой для конкуренции.
      Таким образом, конкурентное поведение в функциональной концепции вызвано не внешним воздействием, оно является следствием внутренней мотивации участников; таким образом, подчеркивается роль управленческих решений как фактора формирования конкурентоспособности компании.
      Идеи Й. Шумпетера в дальнейшем получили развитие в концепции австрийского ученого Ф. Хайека, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 года. Хайек видит прямой источник конкуренции не в новизне, а в несовершенстве информации и знаний. В этом смысле конкуренция не может иметь место среди людей, лишенных предпринимательского духа. Иными словами, консерваторы, которые выступают против инноваций, терпят убытки.
      Эволюционный подход к теории конкуренции как специальному методу экономического анализа связан с публикацией научных работ американских экономистов Р. Нельсона и С. Зима «Эволюционная теория экономических изменений».
      Подход Р. Нельсона и С. Зимы отличается микроэкономической ориентацией. Описывая механизм конкуренции, авторы подчеркивают, что все фирмы функционируют в условиях рыночной неопределенности, что приводит к непрерывным изменениям конкурентных условий. Такое восприятие конкурентной среды и условий деятельности предприятия кардинально меняет понимание сути конкурентного процесса и поведения его участников.
      Основной постулат для анализа конкурентоспособности в эволюционной теории заключается в том, что поведение компании в условиях неопределенности подчиняется «рутинам», т.е. набору поведенческих правил, знаний, навыков и методов, разработанных фирмами для собственного использования. Инновационная деятельность компаний с позиций этой концепции рассматривается как определяющий фактор эволюции конкуренции.
      Эволюционная теория видит сущность конкурентоспособности в обеспечении выживания и развития большинства конкурентоспособных хозяйствующих субъектов рыночной деятельности, а эффективность конкуренции оценивается способностью воспроизводства фирм, наиболее адаптированных к постоянно меняющейся рыночной среде.
      С точки зрения эволюционной теории, к основным функциям конкуренции относятся поиск и выбор лучших решений в условиях неопределенности и изменчивости; формирование и «вознаграждение» правильных поведенческих стратегий компаний; распространение знаний. 
      Эволюционная модель развития компании, созданная Р. Нельсоном и С. Зимой, заложена в основу последующих эволюционных моделей, разработанных Г. Меткалфом, К. Иваем, Г. Хенкиным, В. Полтеровичем, Г. Сильвербергом, Г. Досье и др. Таким образом, академик В. И. Майевский участвует в разработке концепции макрогенераций, а также в разработке эволюционной макротеории.
      Анализ современных исследователей конкуренции и конкурентоспособности, представленных в научных работах П. Диксона (Теория конкурентной рациональности), Ф. Мура (теории предпринимательства экосистемы), А. М. Бранденбургера и Б.Г. Нейлбаффа (теория соконкуренции), У. Чан Кима и Р. Моборна (стратегия голубого океана), и т.д. можно отметить, что все они имеют общие представления о сущности конкуренции и конкурентных процессов и соблюдения основных положений эволюционной теории с учетом институциональных концепций4. 
      Конкуренция представляется открытым и необратимым процессом, в ходе которого развитие конкурентных условий и одновременно субъектов конкуренции происходит под действием рыночных (поведения компаний), нерыночных (институциональных) и случайных факторов.
      Таким образом, конкурентоспособность в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть конкурентоспособности экономической системы, в которой она функционирует. Следовательно, развитие теории конкурентоспособности сопровождалось постепенным преобразованием теорий конкурентоспособности продукции в теории конкурентоспособности экономической системы.
      
      
      1.2. Виды рыночных конкурентных структур
      
      Конкуренция, выступая обязательным условием существования рынка и реализации его функций, может приобретать различные формы, причем любая из них представляет собой действенный рычаг регулирования экономики.
      Положительный эффект конкурентного механизма во многом определяется теми условий, в которых она функционирует, от численности конкурентов, уровня открытости экономики и наличия экономической свободы. 
      Конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную.
      Совершенная (или чистая) конкуренция может иметь место при соблюдении следующих условий5:
      1. Значительное количество продавцов и потребителей на рынке. При этом ни одна из групп не способна оказать существенного влияния на рыночные процессы и, в первую очередь, на цены.
      2. Все продавцы предлагают для продажи товары и услуги, одинаковые по своим свойствам. Такие товары носят название стандартизированных. Для них не характерны индивидуальные характеристики, особые товарные марки и знаки. Такая однородность товаров нивелирует возможность ценовой конкуренции, основанной на различиях в качестве продукции и рекламной поддержке. Покупателю безразлично, у кого приобретать, т.к. основное значение для него имеет цена. К стандартизированным товарам можно отнести хлебобулочные изделия, нефтепродукты, уголь и т.д.
      3. Все участники рынка в полном объеме владеют достоверной информацией о ценах, видах продукции и услуг, спросе и предложении на них.
      4. Все фирмы в отрасли функционируют вне зависимости друг от друга. Это значит, что в условиях совершенной (чистой) конкуренции продавцы не объединяются в целях соглашения о цене или о совокупном объеме предложения.
      5. Покупатели и продавцы имеют возможность свободного входа на рынок и выхода по своему усмотрению без каких-либо законодательных, финансовых, технологических барьеров. Свободный вход и выход выступают гарантией того, что фирмы, существующие в отрасли, не смогут повышать цену путем соглашения о снижении выпуска продукции, т.к. любое повышение цены приведет к появлению новых фирм на рынке, которые расширят объем предложения.
      Таким образом, основной чертой рынка совершенной (чистой) конкуренции является то, что цена от желаний и поведения отдельных рыночных субъектов практически не зависит, она формируется под влиянием спроса и предложения.
      Однако, следует отметить, что рынок совершенной (чистой) конкуренции – это теоретическая абстракционная модель, так как в чистом виде подобный вид рынка нигде не существует. Наиболее близки к данному виду в реальности рынок агропромышленной продукции и рынок ценных бумаг.
      Как известно, монополия и конкуренция являются двумя взаимоисключающими явлениями. Однако могут ли они существовать одновременно? Да, и весьма успешно. Тому есть множество примеров. Что мы пьем? Кока-колу, пепси-колу, спрайт. А что едим? Продукцию «Макдоналдс» или «Сабвей». Все эти известные во всем мире фирмы функционируют в режиме монополистической конкуренции. Их положение двойственно. С одной стороны, они являются конкурентами, т.к. выпускают по сути один и тот же продукт (фирмы «Кока Кола» и «Пепси Кола» выпускают прохладительные напитки, а «Макдоналдс» и «Сабвей» — «фаст фуд»). С другой стороны, указанные фирмы являются монополистами, но лишь немного: в пределах специфики своего продукта, отличающей его от ряда аналогичных особенностями вкуса, цвета, стиля, упаковки и т. д.
      Таким образом, речь идет о дифференцированном продукте. Именно дифференциация одного и того же продукта (т.е. его уникальные черты) лежит в основе власти над ценой в условиях монополистической конкуренции и ограничивает пределы такой монополии. 
      Однако рамки устанавливают не только уникальное качество продукта, его особая разновидность, в пределах которых фирма может позволить себе монополистические замашки. Еще одним ограничивающим фактором выступает количество фирм, которые производят дифференцированный продукт. Как правило, появление на рынке новых участников (а в данном случае барьеры вступления в отрасль не так высоки и затруднительны, как в олигополии) расширяет сферу конкуренции и сужает монополистическую сферу деятельности фирм.
      Монополистическая конкуренция, таким образом, это вид несовершенной конкуренции, для которого характерны большое число субъектов рынка, которые производят дифференцированный продукт, и относительно невысокие барьеры вступления в отрасль.
      Слово «олигополия» имеет греческую основу, и было введено в 1516 г. Томасом Мором, английским государственным деятелем, в получившем всемирную известность романе «Утопия». В современной экономическое науке это слово экономисты используют в качестве термина, который обозначает тип рынка, на котором предложение представлено малым числом крупных фирм-продавцов однородной продукции. Ряд экономистов определяют олигополию не как «рынок немногих» (как у Т. Мора), а как «конкуренцию немногих», акцентируя, тем самым, внимание на главной особенности данного типа рынка6. 
      На олигополистических рынках ряд фирм могут воздействовать на цену за счет их высокой доле в общем количестве производимой продукции.
Фирмы осознают свою взаимозависимость. Делается допущение, что каждая компания в отрасли знает, что любое изменение цены или объема выпуска продукции вызовет ответную реакцию конкурирующих фирм. На олигополистических рынках отдельные продавцы вынуждены учитывать реакциею своих конкурентов. Эта реакция выступает одним из основных факторов, которые определяют решения фирмы и влияют на равновесие на олигополистических рынках.
      В экономике развитых стран олигополистический тип производства  характерен для обрабатывающей и автомобильной промышленности. В рамках олигополии могут производиться и однородные, и дифференцированные товары. 
      Характерным для олигополии является понятие концентрации рынка, находящееся в обратной зависимости от плотности фирм на рынке. Чем меньше на рынке производителей, тем выше будет степень монопольной власти в отрасли, и, соответственно, тем выше концентрация рынка. 
      Концентрация монополистической власти по отраслям различается. Для оценки степени концентрации рынка и прогнозирования отраслевого поведения фирм-монополистов определяется индекс Герфиндаля, который определяется как сумма квадратов рыночных долей каждой компании расположенных в убывающем порядке7;
      Н= S12 + S22 + ... + Sn2,
      где S1, S2, ... Sn — удельный вес рыночной доли каждой компании в порядке убывания. 
      Рыночная доля каждой компании устанавливается в процентах, и определяется как отношение объема поставок компании к емкости рынка.
      Если индекс Герфиндаля ниже 1000, то можно говорить о низкой концентрации рынка. Индекс, который равен 1800 и выше, свидетельствует о высокой концентрации (монополизации) рынка.
      В практике развитых стран большее распространение получил индекс Герфиндаля — Хиршмана, измеряющий уровень концентрации для 50 самых крупных компаний отрасли. 
      Характерной чертой олигополии, которая отличает ее от иных рынков несовершенной конкуренции, выступает взаимозависимость фирм внутри отрасли. Олигополисты являются не только конкурентами, но и при этом – негласными партнерами. При малом числе производителей в отрасли фирма-олигополист вынуждена планировать стратегию своей деятельности с учетом вариантов поведения остальных субъектов рынка, поскольку размер прибыли одной фирмы находится в зависимости от объемов выпуска и цен, которые установлены другими олигополистами.8
      На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: 
      - у олигополистических фирм всегда есть мощные стимулы для координации своей деятельности с целью воплощения возможностей по контролю над рынком; 
      - сговор и ограничение предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара и быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок; 
      - со временем осуществлять контроль рынка все сложнее и сложнее. Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, а также появляются новые заменители данной продукции; 
      - компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов. То есть, как только цены становятся ближе к монопольным ценам, то прибыль становится выше в течение короткого времени. Но в долгосрочном периоде это способствует появлению новых производителей в аналогичной продукции, возникают товарозаменители.
      Положительная оценка связана с достижениями научно-технического прогресса. В последнее время во многих отраслях с присутствием олигополии достигнуты успехи в развитии науки и техники Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также влиянием в политических и экономических кругах общества. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок. 
      Негативная оценка олигополий связана с тем, что олигополия очень близка по структуре к монополии. Поэтому можно ожидать таких же отрицательных результатов, что и при рынке монополии. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции. А на самом деле они стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В итоге, это приводит к снижению эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества9. 
      Можно сделать вывод, что в реальной действительности олигополия эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях, разработке и внедрении новых продуктов и технологий в производство
      Монополия (от греч. mono - один и pol?o - продаю) представляет собой исключительное право на организацию некоторого направления деятельности (производства, применения, использования каких-либо объектов, продуктов), которое предоставляется определенному лицу, компании или государству10.
      Основными признаками монополии являются:
      1. Существование на рынке только одной фирмы, которая производит данный продукт. Соответственно, поведение фирмы-монополиста представляет собой поведение целой отрасли.
      2. Монополист выпускает уникальный продукт, который не имеет аналогов. Соответственно, у потребителей есть выбор – либо покупать его, либо нет.
      3. Фирма-монополист оказывает воздействие на уровень цен. Кривая спроса на продукцию монополиста характеризуется отрицательным наклоном. Монополист выбирает цену, приносящую ему максимум прибыли. 
      4. Вступление в отрасль сильно затруднено, т.е. имеются экономические, технические, юридические и иные барьеры для входа в отрасль.
      5. Имеются ограничения в доступе к информации. К примеру, технологические, когда фирма технологию производства продукции держит в секрете11.
      Вид монополии определяется рыночной структурой и формами конкуренции. Различные монополии можно подразделить на три основных вида: естественная монополия, легальная монополия и искусственная монополия.12
      1. Естественная монополия. Такой монополией обладают собственники ресурсов и организации, которые имеют в своем распоряжении редкие и элементы производства (к примеру, редкоземельные металлы, особо плодородные земельные участки). Также сюда можно отнести отрасли инфраструктуры, которые имеют особо значимое и стратегическое значение для общества в целом (железные дороги, военно-промышленный и оборонный комплекс и т.п.). Факт существования естественных монополий обусловлен огромным экономическим выигрышем от значительных масштабов производства.
      Естественные монополии производят продукцию с меньшими затратами ресурсов по сравнению с затратами, которые понесли бы множество аналогичных мелких фирм.
      2. Легальные монополии (от латинского слова legalis, что в переводе означает «законный») возникают на законном основании. Сюда можно отнести такие формы монополистических образований, как:
      а) патентная система. Патентом называется свидетельство, которое выдано гражданину правительством страны на право исключительного пользования изобретением. Патентом также называется документ, который дает право на занятие производством, торговой деятельностью.
      б) авторские права, в соответствии с которыми собственники интеллектуальной продукции получают эксклюзивное право продавать или распространять свои произведения на протяжении всей жизни или определенного периода;
      в) торговые знаки представляют собой специальные изображения, символы, названия, позволяющие идентифицировать продукцию, услугу или компанию (конкурентам зарегистрированные товарные знаки использовать запрещается).
      3. Искусственные монополии. Под таким названием (в отличие от естественных монополий) понимаются объединения предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Такие монополии специально изменяют рыночную структуру:
      а) возводят барьеры для входа новых компаний на отраслевой рынок;
      б) ограничивают предприятиям, не вошедшим в монополистические объединения, доступ к энергоносителям и источникам сырья;
      в) формируют очень высокий (относительно новых фирм) технологический уровень;
      г) используют более крупный капитал (который дает больший эффект масштаба);
      д) «забивают» хорошо поставленной рекламой новые фирмы.13
      Искусственные монополии создает ряд конкретных форм. Простейшими формами таких монополий являются синдикаты и картели. 
      Более сложные монополистические формы появляются в случае распространения процесса монополизации на производственную сферу. В результате возникает такая более совершенная форма монополии, как трест.
      Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
      Понятие «конкуренция» впервые появилось в научных работах экономистов в начале XVII века. Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», что означает «столкновение», «конкуренция» и/или «соперничество».
      К концу XIX века в экономике и естественных науках появились два разных подхода к исследованию, в частности, статистический и эволюционный.
      Конкуренция, выступая обязательным условием существования рынка и реализации его функций, может приобретать различные формы, причем любая из них представляет собой действенный рычаг регулирования экономики.
      Положительный эффект конкурентного механизма во многом определяется теми условий, в которых она функционирует, от численности конкурентов, уровня открытости экономики и наличия экономической свободы. 
      
      
      
      

Раздел 2. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией
      
      2.1. Понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции
      
      Общеизвестно, что конкуренция – один из ключевых двигателей экономики в глобальном смысле и один из главных принципов развития бизнеса в локальном смысле. Во многом именно благодаря конкуренции происходит экономический рост, разрабатываются и совершенствуются товары и услуги, улучшается качество сервиса, создаются и развиваются новые формы бизнеса.
      Однако, поскольку свободных рыночных ниш уже практически не существует, вести конкурентную борьбу становится все сложнее. Участников бизнеса становится все больше, а количество их клиентов остается таким же, следовательно, уровень конкуренции растет все сильнее, и далеко не каждый бизнесмен владеет теми способностями и ресурсами, которые позволяли бы ему честно побеждать в этой конкурентной борьбе.
      На этом фоне все чаще стала проявляться так называемая «недобросовестная» конкуренция.
      Добросовестная конкуренция - это ведение конкурентной борьбы честными и законными методами, не нарушающими общепринятые нормы ведения бизнеса.
      Можно выделить такие примеры добросовестной конкуренции:
      - улучшение качества производимых товаров и услуг;
      - снижение торговых наценок;
      - проведение акций, распродаж;
      - предоставление разного рода скидок;
      - проведение рекламных компаний;
      - повышение качества сервиса;
      - гарантийное и постгарантийное обслуживание продукции;
      - подарки покупателям;
      - бесплатная доставка, сборка, подключение, и т.д.
      Недобросовестная конкуренция - это ведение конкурентной борьбы методами, противоречащими законодательству, а также общепринятым нормам ведения бизнеса.
      Рассмотрим распространенные примеры недобросовестной конкуренции разной “степени тяжести”:
      - “промышленный шпионаж” - получение секретов конкурентов нечестным образом;
      - подделка продукции конкурентов;
      - создание брендов, созвучных популярным (например, ABIBAS и т.п.);
      - любые другие действия, которые направлены на вызывание у покупателей ассоциаций с продукцией конкурентов (схожая упаковка, схожий логотип и т.д.);
      - шантаж конкурентов;
      - заведомое распространение негативной информации о конкурентах и их продукции;
      - порча имущества конкурентов;
      - завладение коммерческой тайной конкурентов и ее незаконное использование;
      - обман потребителей, предоставление им недостоверных данных о продукции;
      - ложная информация в рекламе товаров и услуг‚ и т.д.
      Во многих странах понятие недобросовестной конкуренции прописано в законодательных актах. Как правило, недобросовестная конкуренция в них трактуется как любые незаконные действия, осуществляемые с целью получения преимуществ в бизнесе, которые могут повлечь за собой причинение убытков другим бизнес-субъектам.
      Также во многих странах к недобросовестной конкуренции относят демпинг и нарушение антимонопольного законодательства.
      
      
      2.2. Методы противодействия недобросовестной конкуренции в России и США
      
      Ответственность за нарушение правил конкуренции в России — институт относительно новый. Например, в США старт антимонопольному законодательству дал закон Шермана, который был принят в 1890 г. в качестве «полной экономической хартии свободы, направленной на сохранение свободной и неограниченной конкуренции как правила торговли», а впоследствии был включен в гл. 1 разд. 15 Свода законов США (далее — СЗ США). В 1914 г. Конгрессом США были приняты Закон о федеральной торговой комиссии (параграфы 41—58 гл. 2 разд. 15 СЗ США), который был направлен на недопущение недостоверной рекламной информации, и закон Клейтона, регулирующий деятельность трестов (гл. 2 разд. 15 СЗ США). С некоторыми изменениями эти три федеральных антимонопольных закона действуют до сих пор.
      В России основы противодействия недобросовестной конкуренции были закреплены в ст. 8 Конституции РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. 
      Развитие данных положений Конституции осуществляется в разных направлениях; в первую очередь в соответствии с Гражданским кодексом РФ, но кроме того, в самостоятельных законах: от 17 августа 1995 г. № 147?ФЗ «О естественных монополиях», от 26 июля 2006 г. № 135?ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольные требования содержатся в законах от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах», от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности», от 13 декабря 1994 г. № 60?ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 7 июля 2003 г. № 126?ФЗ «О связи» и других нормативных правовых актах федерального уровня.
      Следует отметить, что в последнее время активное регулирование отношений данной сферы в России осуществляется на уровне подзаконных нормативных актов. Наиболее востребованным здесь становится принятие так называемых дорожных карт, среди которых новейшим стало распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2016 г. «Об утверждении плана действий (“дорожной карты”) “Совершенствование корпоратив.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%